На главную - muzkult.ru     Личный кабинет

Ялтинский историко-литературный музей

сайт о жизни музея - новости, анонсы, мероприятия

8 (3654) 323-065

К 150-летию со дня рождения драматурга Сергея Александровича Найденова.

К 150-летию со дня рождения драматурга Сергея Александровича Найденова. 

Автор: Ольга Копыл, старший научный сотрудник отдела «Культура Ялты XIX-нач. ХХ в.» Ялтинского историко-литературного музея

 

26 сентября 2018 года – юбилей драматурга Сергея Александровича Найденова, автора смелой и очень популярной пьесы «Дети Ванюшина». 150 лет прошло со дня рождения драматурга, в этот день мы предлагаем Вам больше узнать о его судьбе и вспомнить самое значимое произведение С.А. Найденова.

26 сентября (14 сентября по ст. стилю) 1868 года родился Сергей Александрович Алексеев, известный нам под псевдонимом «Найденов». На свет он появился в Казани, в большой семье купца первой гильдии Александра Петровича. Патриархальный уклад родительского дома и необходимость заниматься торговыми делами не находили отклика у юноши. Со времени поступления в реальное училище его главной страстью стал театр, куда он убегал тайком, и где проживал в грёзах жизнь за жизнью, с восторгом глядя на сцену. В 1886 году Сергей Александрович покинул родительский дом и, следуя зову сердца, поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества.

Окончание обучения совпало со страшным ударом судьбы: отец С.А. Найденова покончил с собой из-за денежных проблем и страха банкротства. Вытолкнутый во взрослую жизнь С.А. Найденов безуспешно пытался поправить дела: гастролировал с театральной труппой по России, пытался заняться торговлей, служил приказчиком, но в делах хозяйственных терпел одни убытки. Сергей Александрович дошел до пика развития личной драмы. Отчаявшись, он положил на одну чашу весов последнее, что имел, а на другую ‒ единственное на что надеялся; запершись в снятых на последние деньги меблированных комнатах «Европы» на московской Сретенке, он приступил к сочинению своего первого произведения. Писал он лихорадочно, позже вспоминал: «сцены безо всякого плана вытекали одна за другой, волновали, давали забвение, заставляли меня плакать и испытывать то, что испытывает хороший актер, играя на сцене». Неудивительно, что работа над пьесой так взволновала молодого человека ‒ сюжет её был автобиографическим, вновь переживал Найденов беды своей семьи, изливая и осмысливая случившееся. Закончив пьесу,  Сергей Александрович дал ей название «Дети Ванюшина» и отправил её на конкурс Петербургского театра Литературно-Художественного общества. Члены жюри, Муравлин и Кугель, были поражены силой этой драмы и добивались присуждения ей первого места, однако неприглядность тем, затронутых Найденовым, смутила других судей, и произведение получило лишь третье место. Тем не менее, для начинающего драматурга это был несомненный успех: о нём заговорили, его произведение желали ставить сразу несколько театров. Сергей Александрович Найденов отчетливо ощутил: «Пьеса – переворот в моей жизни, не октябрь, а май».

Пьеса «Дети Ванюшина» стала самым популярным и востребованным произведением С.А. Найденова, она шла в театрах в течение всего ХХ века, театр Корша давал её в сезон до 37 раз, по ней был снят одноименный немой короткометражный в 1915 г. и полнометражный художественный фильм в 1973 году. Это произведение оказывало огромное влияние на души и образ мыслей зрителей. Сергей Найденов занял почетное место в числе передовых писателей и вдохновителей своего века.

      В 1902 году уже известный драматург С.А. Найденов приехал в Ялту, чтобы познакомиться с А.П. Чеховым. Знакомство состоялось, писатели с симпатией отнеслись друг к другу. В завязавшейся после знакомства переписке о творчестве, Антон Чехов дает практические советы по работе над пьесой Сергею Найденову, при том высоко оценивая его творчество: «По-моему, пьеса превосходная, люди в ней живые, она коротка и грациозна, только я бы изменил название, взял бы что-нибудь попроще, взял бы поскромнее обстановку <…> Вы пишете, что торопитесь с пьесами. Для чего торопиться? Если Вы будете писать по одной пьесе в пять лет, то и этого вполне достаточно». Эти строки из письма А.П. Чехова-С.А. Найденову, от 29 августа 1903 г., речь идет о пьесе «Богатый человек», в черновике – «Деньги».

 Близкими друзьями Найденова стали писатели Иван Бунин и Максим Горький, он был знаком с писателем Николаем Телешовым, организатором литературного салона «Среда», с поэтом Скитальцем.

 В 1909 года драматург с семьей переехал в Ялту. Найденовы поселились в Заречье, в доме Вербицкой по адресу ул. Володарского, 11 (дом не сохранился). Во время проживания в Ялте Найденов был антрепренером Севастопольского театра, участвовал в вечерах памяти и благотворительных выступлениях. Дом Найденова был своего рода литературным салоном, куда приходили писатели, чтобы поговорить по душам и обменяться новостями.

В Ялтинском историко-литературном музее хранятся памятные предметы, связанные с жизнью драматурга: фотографии из семейного альбома и со сцены театра, где шли пьесы драматурга, декорации к постановкам его пьес,  предметы мебели из квартиры С.А. Найденова – кровать, журнальный столик, этажерка и книжный шкаф.

Книжный шкаф можно увидеть в экспозиции отдела «Культура Ялты XIX-XX в.» на ул. Екатерининской, 8. Вещь примечательная: шкаф классический, большой, с высоким карнизом, двумя створками, двенадцатью прямоугольными стёклами в дверцах, с декоративными прямоугольными элементами по бокам. Ранее он стоял в мемориальной комнате в доме С.А. Найденова, когда дом драматурга был отдан Литфонду, поэт В.Земной передал этот шкаф нашему музею. Сохранился и список книг, стоявших в этом шкафу, среди них статьи Л.Н. Толстого, «Демон» Лермонтова на французском языке, биографические работы о М. Горьком и Л.Н. Толстом, стихи И. Бунина и сборник пьес самого С.А. Найденова. В фондах музея хранится пьеса «Работница» с автографом жены драматурга И.И. Найденовой (Мальской).

Супруга С.А. Найденова ‒ Инна Ивановна Найденова (в девичестве Мальская) бережно хранила память о любимом муже. В фондах ЯИЛМ хранится гостевая книга отзывов из дома драматурга с автографами известных людей, его друзей и коллег. Ниже – некоторые записи из неё.

  1. «Состоя безпрерывно сотрудником в театре Корша я хорошо помню тот знаменательный день, когда в первый раз на сцене этого театра поставлена была пьеса «Дети Ванюшина» покойного драматурга С.А. Найденова. Поставлена была пьеса в бенефис талантливого артиста Н.В. Светлова и благодаря даровитому автору (в то время мало известному широкой публике) прошла с блестящим успехом в течение сезона при полных сборах, а также и все последующие годы. Исполнялась она в первой постановке лучшими силами театра Корша, где также участвовала ныне здравствующая Инна Ивановна Найденова, в то время еще девушка (Мальская). Прошло 24 года и мне пришлось с семьей поселиться на лето в Ялте, в доме, где последние годы жил великий художник и память о нем, как о человеке и мировом драматурге никогда не угаснет». 2.09.1924 г., В.К. Копалинский.
  2. «Стены» разрушены, «Богатые человеки» ушли, пришли «Дети Ванюшина» и вместе с «Будущими сыновьями» начали строить. Желаю, чтобы новый дом не назывался бы «Номер тринадцатый». 1924 Виктор Коптев.
  3. «Человек, который с большим интересом смотрел в микроскоп, нежели в телескоп /это касается наших литературных приятных бесед/.  26.06.1927, Н. Та(…)шев.
  4. «Более двух месяцев гостил я вместе с моею женой в «домике Найденова» - моего друга и соратника в литературе. Вспоминалась первая встреча с ним в Москве в 1902 году, где впервые шла его первая пьеса «Дети Ванюшина» с таким колоссальным успехом, и последнее свидание в 1916 году в Ялте. Больше не суждено было увидеться, но теплое воспоминание об этом кристальном человеке никогда не оставит меня вместе с воспоминаниями о молодости невозвратной. Как хотел бы я, что-бы домик этот, тихий, скромный, светлый и гостеприимный, созданный любящей рукой Инны Ивановны и как-бы хранящий годы их совместной жизни, полной творческого труда и любви к людям, навсегда, на долгие годы после того, когда нас всех не будет – оставался «домиком Найденова», напоминал людям о редкостных, светлых сердцах, горевших для них радостным светом творчества. Призываю всех, кому дорога память человека большой души и таланта, заботиться не только о сохранении дома-музея, но и о расширении его». Год не отмечен, Скиталец.
  5. «Совершенно неожиданно я провел несколько дней в уютном светлом домике им. С.А. Найденова, которого «Дети Ванюшина» и на меня когда-то произвели сильное впечатление. Хорошо, что память о нем не исчезла, хорошо, что существуют такие трогательные, верные (?,неразб.) люди, как милая Инна Ивановна!» 9.09.1927, композитор Анатолий Александров.

Порой мы возвращаемся в мыслях к людям прошлого – жившим, мыслившим, сердечным, смелым. В начале ХХ века произведения Сергея Александровича Найденова оказали большое влияние на умы современников, подкрепили их представления о правильной и достойной жизни.  Перечитывая их произведения, мы можем согласиться с их идеями или оспорить их; порадоваться тому, что некоторые описанные проблемы ушли в прошлое или, наоборот, задуматься о вечных вопросах бытия.

       



Форма обратной связи




капча

Прикрепить файл