На главную - muzkult.ru     Личный кабинет

Ялтинский историко-литературный музей

сайт о жизни музея - новости, анонсы, мероприятия

8 (3654) 323-065

«Жизнь, которую когда-то опишу…» ко дню памяти Михаила Коцюбинского, по случаю 105-летия со дня смерти писателя

В 2014 году на нашем сайте была опубликована научно-популярная статья «Запис» в книгу життя Михайла Коцюбинського…» к 150-летию со дня рождения писателя. В ней мы останавливались на крымских периодах его жизни.

Настоящая работа – это дань памяти писателя, который прожил короткую, но плодотворную жизнь. С творческим и жизненным путём Михаила Коцюбинского мы и хотим Вас познакомить.

 

«Жизнь, которую когда-то опишу…»

Автор: заведующая отделом "Музей Леси Украинки" Алла Фролова

         25 апреля 2018 года исполняется 105 лет со дня смерти известного украинского писателя, общественного деятеля Михаила Михайловича Коцюбинского.

         Михаил Коцюбинский родился 17 (5 по ст. ст.) сентября 1864 г. в городе Винница Подольской губернии Российской империи (ныне Винницкая область Украины) в семье мелкого чиновника Михаила Матвеевича и его жены Гликерии Максимовны Коцюбинских. Михаил Матвеевич занимал должность секретаря Винницкого уездного суда, но после судебной реформы 1872 года он потерял работу и семье Коцюбинских пришлось в том же году оставить Винницу и переехать в село Радовцы Литинского уезда Российской империи (ныне Деражнянский район Хмельницкой области Украины), где отец получил должность волостного писаря. Так начались многолетние странствования семьи Коцюбинских по селам и городкам Подолии.

         В 1875 году Михаил Коцюбинский поступил и в следующем году окончил последний – третий – класс Барского народного училища, до этого обучаясь на дому. В 1876-1880 годах учился в Шаргородском духовном училище, после окончания которого отправляется в Каменец-Подольск для поступления в семинарию. Там он сблизился с революционной народнической организацией и привлек к себе внимание жандармов. Спустя несколько лет Михаил Коцюбинский был арестован и подвергнут длительному допросу, но вскоре был отпущен. С 1884 года Коцюбинский взят «под особое наблюдение».

Когда в 1886 году от туберкулёза умирает Михаил Матвеевич, М. Коцюбинский возвращается в Винницу и берёт на себя все заботы о семье. На тот момент единственным средством к существованию была частная педагогическая деятельность, которой он посвятил десять лет своей жизни. В марте 1888 года Михаила Коцюбинского избирают гласным городской думы, но, не дождавшись конца депутатских полномочий, 4 октября 1890 г. он вышел из состава гласных думы.

         В Виннице М. Коцюбинский пишет свои первые дошедшие до нас произведения: «Андрей Соловейко, или ученье свет, а неученье тьма» (1884), «21-го ноября на Введение» (1885), «Дядя и тетя» (1886). Позже писатель пишет детские рассказы «Харитя», «Ёлочка» (1891), «Маленький грешник» (1893) и повесть «На веру» (1892).

         Осенью 1891 года М. Коцюбинский экстерном сдал экзамен на звание народного учителя при Винницком реальном училище и выехал на работу в село Лопатинцы Ямпольского уезда (ныне Жмеринский район Винницкой области Украины), где устроился учителем у бухгалтера сахарного завода К. Мельникова. Уже через год известный украинский этнограф, литератор и историк Михаил Комаров помог Коцюбинскому получить другую должность – распорядителя при рабочей партии эксперта филлоксерной комиссии П. Погибки в Бессарабии. Комиссия вела борьбу с филлоксерой – вредителем виноградных лоз. Эта должность в системе Министерства земледелия Коцюбинского привлекала живописностью природы Бессарабии, познанием быта молдаван, их песен, легенд.

         Почти три года проработал Михаил Михайлович в Бессарабии. В феврале 1894 года отправляется он в Одессу, а в конце года – в Винницу. К этому же времени относится и знакомство писателя с Верой Устиновной Дейшей на Киевском съезде украинской «Громады» (организация украинской либерально-буржуазной интеллигенции). М. Коцюбинский был делегатом от Винницы, а В. Дейша – от Чернигова.

         В мае 1895 года Михаил Коцюбинский поступил на службу в Крымский филлоксерный комитет и приступил к работе в селении Симеиз на Южном берегу Крыма, где за писателем был установлен «негласный надзор» полиции. В секретном столе канцелярии Таврического губернатора было заведено дело «о состоящем под негласным надзором полиции Михаиле Коцюбинском». Один из первых документов этого дела представляет собой копию секретного рапорта ялтинского уездного исправника на имя губернатора Таврии: «На основании сообщения помощника начальника Таврического Губернского Жандармского Управления в Ялте за № 199 мною учрежден негласный надзор полиции за проживающим в дер. Симеиз дворянином Михаилом Михайловичем Коцюбинским». А в секретной ведомости жандармского управления появилась такая запись: «Михаил Михайлович Коцюбинский, уроженец Каменец-Подольской губернии, лет 28. Бессрочный негласный надзор учрежден с 23 мая 1895 года в Ялтинском уезде. На службе в филлоксерном комитете». В сентябре этого же года одиночество Коцюбинского было нарушено приездом на десять дней в Симеиз Верой Устиновной, которая уже на тот момент была невестой Михаила Михайловича.

В начале 1896 года М. Коцюбинский и В. Дейша сыграли свадьбу в Виннице, а ранней весной они снова отправились в Крым.

         Сразу же после приезда в Алупку Коцюбинский занялся в свободное от служебных работ время литературным трудом – дописывал свой рассказ «Пе-коптьор», воссоздающий картину быта и нравов молдавского крестьянства.

         В составе филлоксерной комиссии в этот период Михаил Коцюбинский работал в Биюк-Ламбате (ныне Малый Маяк), Алуште, Куру-Узени (ныне Солнечногорское). В начале ноября 1896 года работы на виноградниках были закончены, и филлоксерный отряд на следующий же день выехал в Алушту. Дальнейший путь из Алушты в Ялту Коцюбинский осуществил на мальпосте, а из Ялты – пароходом в Одессу и затем домой в Винницу. Но из Крыма писатель уехал с новыми творческими задумками, именно в этот период в процессе прогулок М. Коцюбинского возникли первые записи его крымских наблюдений. Впоследствии они нашли своё художественное отображение в первых же его крымских новеллах, созданных, правда, не сразу и не в Крыму, а значительно позже – в Чернигове.

         Из литературного наследия Коцюбинского выделяются две новеллы, которые отображают впечатления писателя от жизни в Крыму в 1895-1896 годах, – «В сетях шайтана», законченная 28 сентября 1899 г. в Чернигове, и «На камне» – 10 января 1902 г. там же.

         Намерение написать художественные произведения из жизни татар у М. Коцюбинского появилось сразу после приезда в Крым. Редактору журнала «Зоря» В. Лукичу он сообщает 25 июля (ст. ст.) 1895 года: «Живу теперь в Крыму, на Южном берегу – и, как в Бессарабии, воюю с филлоксерою. Меня интересует жизнь здешних татар, которую, может быть, когда-то и опишу».

         Позже, в начале 1898 года, писатель решил реализовать это намерение – он попросил свою жену Веру Устиновну прислать ему в Житомир нужные для работы специальные справочные издания: «У меня к тебе просьба: пришли мне сейчас же, как только получишь это письмо, оба «Путеводителя по Крыму» – и Головкинского и Москвича. Если ты не найдёшь Путеводит[ель] Москвича, то возьми где-нибудь, его можно достать в Чернигове. Он мне очень нужен из-за татарского словаря, помещенного в конце книги. Обе книги необходимы мне для небольшого рассказа в сборнике в честь Франко, я хочу написать рассказ и посвятить Франко. Чем скорее ты пришлёшь, тем скорее я напишу».

         В архиве писателя сохранился краткий конспект рассказа и выписки из словаря татарского языка. Впервые рассказ «В сетях шайтана» был опубликован в сборнике рассказов М. Коцюбинского «В путах шайтана і інші оповідання», Украинско-русское издательское общество, Львов, 1899 г.

         Второе произведение, написанное Коцюбинским на основе крымского материала этого периода, – «На камне». В этом рассказе наиболее полно отразилось восхищение писателя природой Крыма. 28 мая (ст. ст.) 1895 г. он писал М. Комарову: «Крым произвёл на меня такое сильное впечатление (красота природы не только поразила меня, но и подавила), что я ходил здесь, как во сне…».

         В первоначальной редакции рассказ определялся как «образок» – т.е. миниатюра. В окончательной редакции автор назвал его «акварелью». Рецензент журнала «Современник» счел это определение верным и удачным: «Некоторые рассказы Коцюбинского носят название «акварелей». Оно удачно выражает мягкую, нежную манеру писателя. Когда он, вооруженный своими простодушными, скромными средствами, приближается к природе, оно дружелюбно открывает перед ним свои тайны и внушает г. Коцюбинскому чудные пейзажи, подобных которым новая русская литература, вообще небрежная к «описанию», почти не имела после чеховской степи». Впервые акварель «На камне» была напечатана в журнале «Литературно-научный вестник» за 1902 г. т. ХХ, кн. IX.

         В каждом из своих художественных произведений Коцюбинский не только заключал частицу жизни людей современной ему эпохи, но и воспроизводил конкретную местность со всеми ее характерными особенностями и деталями.

         Лето 1897 года Михаил Коцюбинский провёл в постели, в связи с рецидивом болезни ног, травмированных ещё в 1893 году. После операции колена врачи категорически запретили ему какую-нибудь физическую работу, а особенно непрестанное хождение по виноградникам. В связи с этим, осенью 1897 года Коцюбинского уволили из филлоксерного комитета.

         Оставив работу в филлоксерной комиссии и после предварительной переписки с Черниговской губернской земской управой, пригласившей его на вакантную должность заведующего земским книжным складом, Коцюбинский покидает родную Винницу и вместе с семьёй переезжает в Чернигов. Однако черниговский губернатор отказался санкционировать приём писателя на эту должность. Свой отказ он мотивировал тем, что Коцюбинский «неблагонадёжный» и в качестве заведующего книжным складом… может заниматься распространением тенденциозных изданий». Оставшись без средств к существованию, Михаил Михайлович вынужден был оставить семью в Чернигове, а сам переехать в Житомир и согласиться на должность редактора отдела хроники в газете «Волынь».

         В следующем году М. Коцюбинский возвращается в Чернигов и занимает должность делопроизводителя отдела оценки недвижимого имущества при Черниговской земской управе. Первые годы жизни в Чернигове – это и годы интенсивной литературной деятельности писателя, его активного участия в общественно-политической жизни страны. Один за другим во Львове выходят сборники рассказов Коцюбинского – «В сетях шайтана» (1899), «По-человечески» (1900) и «Поединок» (1903). Киев издаёт большой сборник произведений писателя под названием «Рассказы и прочее» в 1899 году. В доме Коцюбинских стали устраиваться «понедельники», а с 1911 г. они были заменены «субботами», ставшими школой для многих будущих известных украинских поэтов – П. Тычины, В. Блакитного (Элланского), А. Соколовского и других. В 1903 году в качестве делегата от общественности Чернигова участвует в открытии памятника И.П. Котляревскому в Полтаве.

         В поисках новых тем Коцюбинский, пользуясь летним отпуском 1904 года, предпринял творческую поездку в Крым. С ним поехала и его жена – Вера Устиновна. После недельного пребывания в Севастополе и поездки по Южному берегу Крыма (Алупка, Ялта, Алушта) Коцюбинские отправились в глубь Крымского заповедного леса в монастырь Косьмы и Дамиана, а затем – «искать натуры» для произведений в Бахчисарай.

         По материалам этой поездки появились два произведения Коцюбинского – «В грешный мир», написанное 17 августа 1904 года, и «Под минаретами» – 22 октября 1904 года в Чернигове. Они отличаются от первых крымских новелл и по выбору тем, и по характеру действующих лиц, и по методу построения пейзажных зарисовок.

         Новелла «В грешный мир» впервые была напечатана в альманахе в честь Ольги Кобылянской «За красою» в Черновцах, 1905 г. В письме к литературоведу и критику М. Мочульскому за 1906 г. М. Коцюбинский объяснил, как у него возник замысел создания рассказа из жизни монахов и как ему пришлось изменить тему: «… Что касается моего намерения уйти в монастырь, то дело было так: я очень интересовался жизнью монахов (как беллетрист, конечно, а не как богомольный человек) и, выехав с женой в позапрошлом году в Крым, намеревался остаться на продолжительное время в горном Козьмодемьянском монастыре, вблизи Алушты. Действительно, у меня было намерение поступить в монастырь на некоторое время для наблюдения, стать послушником, надеть подрясник, ходить в церковь, есть и спать вместе с братией. Но это мне не удалось: как раз в том году Козьмодемьянский монастырь превратили в женский, о чем я узнал, приехав туда. Намерение не осуществилось, погиб и сюжет для повести, и с отчаяния я написал лишь «В грешный мир», небольшую новеллку, на основании материалов, собранных за короткое время нашего с женой пребывания в монастыре. Оттуда я поехал искать натуры в Бахчисарай («Под минаретами»).

         Новелла «Под минаретами» впервые была напечатана в журнале «Киевская старина» за 1905 год, кн. III. Это произведение Коцюбинского было оценено по заслугам лишь в 1910 году, когда вышло в русском переводе и было отмечено газетой «Звезда»: «В книгоиздательстве «Знание», – писала газета, – только что вышел первый том рассказов М. Коцюбинского, обращающий на себя внимание своей свежестью и несомненным дарованием автора. Особенно интересен рассказ «Под минаретами».

Во Львове в 1905 году был издан четвертый том рассказов Михаила Коцюбинского под названием «В грешный мир», в который среди других произведений вошли также «Дорогой ценой» и первая часть повести «Фата моргана». Четырьмя годами позже появляется пятый том – «Из глубины». Он состоял из произведений, посвященных революции 1905 года («Смех», «Неизвестный», «Он идет», «Персона грата», «В дороге», «Интермеццо»).

         К этому времени состояние здоровья М. Коцюбинского значительно ухудшилось. На семейном совете пришли к выводу – надо ехать на Капри. К тому же писателя привлекала возможность встретиться с Максимом Горьким, который поселился тогда в этом живописном уголке. Коцюбинский обратился к своему знакомому В. Короленко за рекомендательным письмом и с волнением ждал ответа, а пока до отъезда в Италию изучал итальянский язык. На тот момент писатель знал польский, французский, румынский, цыганский, татарский и турецкий языки.

         1 июня 1909 года Коцюбинский прибыл на остров Капри и на следующий день отправился к М. Горькому, где впоследствии проводил много времени и летом 1910 года.

         По дороге из Италии В. Гнатюк уговорил М. Коцюбинского заехать в живописное гуцульское село Криворовню (ныне Верховинский район Ивано-Франковской области Украины), в которое ещё не раз вернется писатель на протяжении 1910-1912 гг. Он был очарован Гуцульщиной, и позже впечатления об этом крае нашли отражение в повести Коцюбинского «Тени забытых предков».

         Летом 1911 года Коцюбинский вновь хотел поехать на Капри, но болезнь младшего сына Романа изменила планы. Решено было отправиться всей семьёй к морю, в Крым. Проведя три дня в Севастополе и сутки в Ялте, Коцюбинские наконец добрались до желанного места. Для отдыха и лечения ребёнка был выбран Симеиз, в котором писатель впервые познакомился с очарованием крымской природы.

         Спустя несколько месяцев после своего путешествия в Крым, Михаил Михайлович получил небольшую пенсию и уехал зимовать на Капри – к М. Горькому. Провел он у него и зиму 1912 года. Здесь же он познакомился с Иваном Буниным, часто гулял с ним и беседовал. Живя на Капри, Коцюбинский написал рассказы «Лошади не виноваты», «Подарок на именины». Покидая остров, писатель надеялся ещё не раз вернуться в Италию, но этим планам уже не суждено было сбыться. Вернувшись домой, он слёг.

         21 октября 1912 года Вера Устиновна по совету врачей повезла больного мужа в Киев. Лечили Коцюбинского лучшие профессора и врачи города, но здоровье его всё ухудшалось. Надежд на выздоровление не было, и было решено возвращаться в Чернигов.

         25 апреля (12 по ст. ст.) 1913 года сердце Коцюбинского остановилось.

         С трудом удалось добиться разрешения похоронить М. Коцюбинского на крутом уступе Болдиной горы. Правительство запретило общественные похороны. Нельзя было нести венки перед гробом, на венках не было красных лент, запретили петь хору семинаристов, а также выступать с речами на могиле и фотографировать. Но всенародный почет победил. С тех пор, вот уже 105 лет, в мемориальном некрополе Чернигова покоится известный писатель Михаил Коцюбинский.

         

 



Форма обратной связи




капча

Прикрепить файл