На главную - muzkult.ru     Личный кабинет

Ялтинский историко-литературный музей

сайт о жизни музея - новости, анонсы, мероприятия

8 (3654) 323-065

Ко дню памяти Ивана Карпенко-Карого, по случаю 110-летия со дня смерти драматурга, театрального деятеля

Автор: Алла Фролова, зав. отделом ЯИЛМ "Музей Леси Украинки"

15 сентября 2017 года исполняется 110 лет со дня смерти украинского писателя, драматурга, актёра, режиссёра и театрального деятеля Ивана Карповича Тобилевича, известного всем под псевдонимом Карпенко-Карый.

Иван Тобилевич родился 12 сентября (29 августа ст. ст.) 1845 года в селе Арсеновка Бобринецкого уезда Херсонской губернии Российской империи (ныне Новомиргородский район Кировоградской области Украины) в семье обедневшего дворянина и простой крестьянки. Его отец, Карп Адамович Тобилевич, работал приказчиком в помещичьих имениях, а мать, Евдокия Зиновьевна Садовская, была крепостной из местечка Саксагань, которую Карп Адамович выкупил у богатого барина Золотницкого. Чтобы материально обеспечить семью, которая быстро росла, отец неустанно работал, а воспитанием шести детей (Иван, Михаил, Пётр, Николай, Мария и Афанасий) занималась супруга, у которой был прекрасный голос и знала она множество народных песен. Поэтому неудивительно, что семья Тобилевичей дала украинскому театру четырёх великих артистов: Ивана Карпенко-Карого (Иван Тобилевич, 1845-1907), Николая Садовского (Николай Тобилевич, 1856-1933), Панаса Саксаганского (Афанасий Тобилевич, 1859-1940) и певицу Марию Садовскую-Барилотти (Мария Тобилевич, 1855-1891).

Все дети Тобилевичей выступали на сцене под псевдонимами. Псевдоним Ивана объединял имя отца, Карпа, и фамилию любимого героя из драмы Т.Г.Шевченко «Назар Стодоля» – Игната Карого, так появился Карпенко-Карый. Псевдонимы остальных – были связаны с девичьей фамилией матери – Садовская, и с местечком, откуда она была родом – Саксаганский.

С 1859 года Иван Тобилевич, окончив с отличием Бобринецкое четырёхклассное уездное училище, служил писарем в канцелярии полицейского пристава Абрамова в местечке Малая Виска Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне Маловисковский район Кировоградской области Украины), позже стал канцеляристом городской управы. В 1863 году Иван Карпович знакомится с актёром-любителем Марком Кропивницким (1840-1910), который некоторое время служил в Бобринцах (ныне город в Кировоградской области Украины). Общими усилиями они организовали любительский кружок, который ставил пьесы И.Котляревского, Т.Шевченко, Н.Гоголя и др. В этот же период Иван Карпович, узнав, что в соседнем городе Елизавете (Елисавет, Елизаветград) усилиями Тарновского, Островерхова и Безродецкой должны были поставить «Наталку Полтавку» прошёл ночью пятьдесят вёрст (53 км.) чтобы побывать в театре. Именно тогда Тобилевич понял, что театр – это настоящая школа, где люди могут научиться благородству мысли и духовой чистоты.

С 1865 года уездный центр был переведен из Бобринца в Елизавет (Кировоград до 2016 г., ныне город Кропивницкий Кировоградской области Украины), куда и переезжает Тобилевич вместе с Бобринецким артистическим кружком, который объединяется с местным обществом театралов, и Иван Карпович становится его руководителем. Что же касается его службы, то сначала, Ивана Карповича, назначают на должность столоначальника (должностное лицо, возглавляющее низшую структурную часть государственных центральных и местных учреждений) уездной полиции, а со временем – секретаря Елизаветградского полицейского управления.

В 1868 году Ивана Тобилевича переводят в Херсон, теперь он секретарь городского полицейского управления. Именно работа в Херсонском полицейском архиве была полезной для Ивана Карповича как для будущего писателя. В это же время отец, Карп Адамович, накопив денег купил в Елизавете дом с садом и флигелем, где собиралась вся семья Тобилевичей и время от времени проводились театральные представления и литературные вечера.

Однажды, готовя пьесу «Назар Стодоля» в доме отца, Иван Карпович знакомится с Надеждой Карловной Тарковской (1852-1882), которая вскоре становится его женой (1869). Молодые поселились в доме Карпа Адамовича Тобилевича.

 В 1871 году от эпидемии холеры умирают родители Надежды Карловны – Карл Матвеевич и Мария Каэтовна, оставляя на Ивана Карповича не только своих осиротевших детей, но и землю, за которую нужно было выплачивать огромные долги. Именно на этой земле, которая позже станет хутором «Надежда», Карп Адамович Тобилевич построит первый дом.

В 1872 году в доме зазвучали колыбельные песни – родилась дочь Галина. В 1874 и 1876 годах рождаются сыновья Назар и Юрий, а спустя несколько лет и младшая дочь – Арина (1879).

Старшая дочь Галина в шесть лет серьёзно заболела, и родители были вынуждены возить её в Одессу на лиман. В одну из поездок (1881) Надежда Карловна сильно простудилась, а когда вернулась с дочерью домой, врач констатировал у неё туберкулёз лёгких в тяжёлой стадии. 11 мая 1882 года Надежды Карловны Тобилевич не стало. Её похоронили в родном селе Кардашево. За матерью в этом же году умерла и дочь Галина.

Несмотря на тяжелые утраты Иван Карпович продолжает работать. Он уже не только руководитель и актёр театрального кружка, но и начинающий писатель: впервые на одном из литературных вечеров прочитал сначала свой перевод на украинский язык «Книжка чеков» Г.Успенского, а позднее и вовсе свои литературные произведения «Новобранец» и «Чабан».

После смерти жены и дочери Иван Тобилевич вернулся на службу в Елизавет. В один из дней придя на работу, он узнаёт, что его уволили с должности по специальному циркуляру самого министра внутренних дел – за «неблагонадёжность» (за выдачу паспортов революционерам). И с 1883 года Иван Тобилевич становится актёром труппы Михаила Петровича Старицкого с Марком Кропивницким, Марией Заньковецкой и Николаем Садовским во главе. Здесь он начинает выступать под псевдонимом Иван Карпенко-Карый.

         В 1884 году Иван Тобилевич вступает в брак с хористкой труппы Старицкого – Софьей Витальевной Дитковской (1860-1953).

         В том же году во время гастролей труппы в Ростове-на-Дону поступает распоряжение о запрете Ивану Карповичу Тобилевичу находиться в крупных городах России. Был сослан в город Новочеркасск (Ростовская область РФ), куда за ним отправилась его супруга Софья Витальевна. Работал сначала кузнецом, а затем открыл переплётную мастерскую.

Не имея возможности выступать на сцене, Иван Карпович начинает плодотворно работать над пьесами. В Новочеркасске меньше чем за три года он написал драмы «Безталанна», «Бондарівна», «Наймичка» и комедии «Розумний і дурень», «Мартин Боруля».

По воспоминаниям Софьи Витальевны (С.Тобилевич «Мої стежки і зустрічі». Киев, 1957 г.), после марта 1886 года ей пришлось ехать в Елизавет: «… Захворіла й мусила лягти до лікарні, а було це в Одесі, куди мені довелося поїхати з Єлисавета. Я завчасно породила дочку Марію і відвезла її на село та покинула на чужих людей. А сама мусила поспішати до чоловіка…». Мария Ивановна Тобилевич, в замужестве Кресан (1883 (или 1886)-1957) по некоторым данным, падчерица Ивана Карповича.

После 17 января 1887 года Ивану Карповичу разрешили покинуть Новочеркасск с условием. что он последние два года будет отбывать свой срок «по месту жительства», Тобилевич выбрал свой хутор, который с этого момента будет называться «Надежда».

В октябре 1888 года закончился срок открытого надзора полиции (под тайным надзором драматург оставался практически до конца своей жизни), и Иван Карпенко-Карый вновь поступил в труппу, которую создал вместе с братом Афанасием Саксаганским после распада труппы М.Кропивницкого. В анонсах прессы новый коллектив представлялся как «Товарищество российско-малороссийских артистов под руководством Саксаганского». В ней писатель работал до конца своей жизни как один из руководителей и как артист, режиссер, драматург.

Именно в составе труппы Саксаганского Иван Карпенко-Карый впервые посетил Крым. Произошло это в 1890 году, когда труппа прибыла на гастроли в Симферополь. Газета «Крымский вестник» от 5 июня 1890 года сообщала, что «Первое представление (драма «Несчастная») Общества малороссийских артистов под управлением Панаса Саксаганского, которое состоялось в пятницу, 1 июня, прошло с успехом. Кроме господина Саксаганского (выступившего на этот раз в драматической роли Игната), госпожи Садовской (София) и господина Мовы (Степан), прекрасная игра которых симферопольцам знакома, художественно провели свои роли сам автор пьесы Карпенко-Карый (Иван, старый человек), госпожа Шевченко (Анна, вдова)».

Летний сезон 1893 года «Товарищество российско-малороссийских артистов под руководством Саксаганского» провело на юге Российской империи. Сначала трупа побывала в Курске, затем – в Кременчуге и Екатеринославе. В Крым свои спектакли артисты привезли в начале июня. В Симферополе труппа выступила с 1 по 20 июня, в Феодосии и Ялте – в конце июня и в июле 1893 года. Труппа гастролировала в прежнем составе и пользовалась успехом у местной публики.

В марте-апреле 1898 года два брата, два украинских «корифея», решили объединить свои товарищества в один коллектив, чему поспособствовал именно старший брат – Иван Карпович. Труппа отныне называлась «Товарищество малороссийских артистов под руководством А.К.Саксаганского и Н.К.Садовского». В череде гастрольных поездок труппа оказалась и в Крыму. В этот раз они посетили Севастополь и Ялту. Целый месяц Карпенко-Карый фактически был неофициальным режиссёром почти 30 спектаклей и в то же время блестяще исполнял ведущие роли. Треть репертуара, предложенного ялтинцам труппой, представляли пьесы Ивана Карповича: «Мартин Боруля», «Безталанна», «Сто тисяч», «Бондарівна» и другие. Неизвестный ялтинский рецензент в своей заметке в «Крымском курьере» отмечал: «Одним из лучших авторов малорусской драмы справедливо считаем г. Карпенко-Карого. Почтенный автор – глубокий знаток малорусского народного быта, и его бытовые картины народной жизни, помимо правдивости, очень типичны и художественны. К наиболее удачным в этом смысле относятся «Чумаки»…».

Ещё несколько раз ялтинская публика наслаждалась игрой Карпенко-Карого на сцене городского театра, но в 1906 году Иван Карпович вместе с супругой Софьей Витальевной приезжал в Ялту уже не на гастроли. Врачи были обеспокоены состоянием здоровья драматурга, поэтому рекомендовали ему отправиться в Крым или за границу. Он выбрал Крым, Ялту и провёл здесь февраль-март 1907 года. Врачи уверяли, что крымское солнце и полное спокойствие вернут ему вновь утраченное здоровье. Приехав в Ялту, супруги Тобилевичи посещали Ореанду, с извозчиком поднимались на снежную вершину Ай-Петри, смотрели на водопад Учан-Су, на далёкое очертание Чатырдага. Крым не оправдал надежду врачей. Болезнь уже сильно была запущена, поэтому супруги решили лето пережить на хуторе, а затем отправится в Берлин к профессору Исмару Боасу. Попрощавшись с детьми, Тобилевичи 1 августа 1907 года отправились в Берлин.

15 (2 по ст.ст.) сентября 1907 года в Берлине Иван Карпович закончил свой земной путь. Тело было перевезено и похоронено близ хутора «Надежда».

В 1886 году в Херсоне вышел первый сборник драматических произведений Ивана Карпенко-Карого, куда вошли пьесы «Бондарівна», «Розумний і дурень» и «Хто винен». По требованию автора на сборнике было указано, что автор запрещает ставить пьесы на сцене без его на это разрешения.

В фондах Ялтинского историко-литературного музея хранится этот сборник Ивана Карпенко-Карого, а также изданная в Киеве в 1910 году комедия на 4 действия под названием «Сто тисяч».


 

 



Форма обратной связи




капча

Прикрепить файл