На главную - muzkult.ru     Личный кабинет

Ялтинский историко-литературный музей

сайт о жизни музея - новости, анонсы, мероприятия

8 (3654) 323-065

Царь русского леса в Крыму

В Ялтинском историко-литературном музее хранится совершенно необычная работа признанного певца русского леса – литография «В Крыму. 1892 г.»

185 лет назад 25 января 1832 года родился живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист Иван Иванович Шишкин, один из крупнейших и популярнейших русских художников-пейзажистов. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств, о котором великий И.Крамской писал: «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – «школа».

Самой большой любовью И.Шишкина был русский лес, он мог писать его до бесконечности, но и для Крыма в жизни художника нашлось место.
Поводом приехать в Ялту стало посещение могилы своего любимого ученика, тоже художника, и ближайшего родственника Федора Васильева. Последний был братом жены Шишкина. Подумывать о поездке в полуденный край И.Шишкин начал после того, как Ф.Васильев по состоянию здоровья вынужден был поселиться в Ялте. Два года Шишкина и Ялту связывала переписка. Можно сказать, что заочно Иван Иванович познакомился с Южным берегом в 1871 году.

Смерть Васильева стала для Шишкиных большим горем, и еще тогда художник пообещал жене посетить дорогую им обоим могилу. Исполнить обещание смог лишь шесть лет спустя. В мае 1879 года. В Крым Шишкин приехал не один, с семьей и с художниками Л.Шильдером и Е.Волковым. Все лето колесили по полуострову, забирались в горные леса, писали в монастыре Козьмы и Дамиана, жили в Симферополе, Алуште, Алупке. «Из Алупки на арбе, как цыгане, перебрались в Гурзуф и потом всегда с удовольствием вспоминали эту поездку».

Надо заметить, что Шишкина не манили жгучие, затопленные солнцем пейзажи. «Он выжидал пасмурных дней, забирался в горы, искал нашу северную сосну, писал мрачные, затянутые сизым покровом туч, вершины Чатыр-Дага и показал нам Крым не с его праздничной, улыбающейся стороны, а со стороны будничной, хмурой, когда от дождя все краски сбегают и роскошная декорация превращается в самую серенькую заурядную натуру».

Маршруты поездок легко проследить по этюдам: «Сууч-хан», «У монастыря Козьмы и Дамиана», «Из окрестностей Гурзуфа», «Мыс Ай-Тодор». Значительную часть времени художник провел в Ялте. Обустроил могилу Ф.Васильева на Поликуровском кладбище и заказал памятник, установить который удалось 4 сентября. Тогда же Иван Иванович сделал рисунок этого места и вскоре вернулся в столицу. Этот рисунок очень поможет, когда после Великой Отечественной войны придется восстанавливать место захоронения Ф.Васильева на разрушенном кладбище.

Одним из первых крымские работы И.Шишкина увидел И.Крамской. В записк, нарочно отправленной П.Третьякову, художник делится своими впечатлениями: «Шишкин воротился из Крыма с целым ворохом рисунков и этюдов, и я должен сказать, что он взглянул на южную природу по-своему и положительно сделал успехи в колорите».

Крым в творчестве Шишкина отразился в картинах, рисунках, этюдах. Один из лучших этюдов "Горная дорожка".  Купил П.М.Третьяков. Он хотел купить и другой крымский пейзаж Шишкина "Родник в сосновом лесу", экспонировавшийся на IV передвижной выставке в Санкт-Петербурге (1880). Сохранился даже текст телеграммы, отправленной им в столицу: «Если Шишкина картина не приобретена, попросите подождать, я приеду…». Однако пейзаж уже купил Ф.А.Терещенко, киевский коллекционер произведений русской живописи, сахарозаводчик.

Такой исключительный интерес к крымским работам И.Шишкина не случаен. Критики не скупились на похвалы, утверждая, что эта поездка положительно повлияла на творчество художника: «Иван Иванович удостоил Крым своим посещением, но и Крым со своей стороны не остался в долгу у Шишкина. Он уступил ему часть своего ясного солнышка. И мы видим, как оно заиграло на одной из его картин. Там превосходно передан солнечный луч, золотящий листву, привлекательнейшая синева воздуха, ручей журчащий – словом все веселит душу и интересно». Речь идет о пейзаже «Родник в сосновом лесу».

Одновременно с этюдами Шишкин создает серию из 25 рисунков карандашом, гуашью и белилами, и 8 офортов. Под его карандашом оживает безбрежное море, высятся мощные крымские скалы, вы чувствуете сумрак и прохладу среди палящего полудня. Мастерски передает Шишкин и каменное великолепие горных долин. 

«Певец русских лесов» в полной мере отдал дань уважения Крыму.

Иллюстрации: 

1. И. Репин. Портрет И. Шишкина.

2. И. Шишкин. "В Крыму". Гравюра. 1892 г. 

3. И. Шишкин. "Горная дорожка". Крым, 1879 г.

 

 

 

 

 

 



Форма обратной связи




капча

Прикрепить файл